Статьи

Закон обратной силы не имеет

Приказ Минтруда России от 11.08.2020 N 495 «О признании утратившими силу некоторых актов и иных документов Министерства труда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации»

Отменяет действие 179 НПА, датированных 2000-2004 г. г., из них 177 типовых инструкций по охране труда.

Продолжается планомерный процесс реализации «Регуляторной гильотины» ( термин Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Статья 15. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона («регуляторная гильотина») )

«Регуляторная гильотина» — инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Ранее опубликовано Постановление Правительства РФ от 4 августа 2020 г. N 1181 “О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания” согласно которому с 1 января 2021 года отменяются и утрачивают силу 65 НПА.

В настоящее время государственное регулирование в сфере охраны труда обеспечивается международными актами, X разделом ТК РФ и 1091 нормативно-правовым актом в сфере ОТ. Большинство из этих НПА не согласованы с минюстом и имеют сомнительную юридическую силу.

В число этих действующих документов входят:

  • Конвенций МОТ -15;
  • НПА, напрямую предусмотренные ТК РФ — 25;
  • Правила по охране труда — 113;
  • Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ — 64;
  • Типовые инструкции по охране труда — 725;
  • Акты, регламентирующие гарантии и компенсации за вредные условия труда — 102;
  • Методические рекомендации и иные НПА — 62.

Как следует из доклада нового директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Молебнова Георгия Владимировича на состоявшейся 25-26 июня 2020 года международной онлайн-конференции «СИЗ – НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В НОВОМ МИРЕ» Минтруд планирует в рамках реализации «регуляторной гильотины» сократить количество нормативных актов в сфере охраны труда на 93,3%. Таким образом останется всего около 70 НПА в сфере ОТ.

Современная модель нормативного регулирования в сфере охраны труда содержит две основные цели:

  • Снижение травматизма и сохранение здоровья работников
  • Снижение регулирующей нагрузки на работодателя

Во исполнение требований Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Минтруд планирует решить задачи:

  1. Совершенствование требований охраны труда с учетом современного уровня технологического развития.
  2. Внедрение риск-ориентированного подхода с прицелом надзорных и контрольных мероприятий конкретно на организации с высоким риском травматизма. (Планируется отказ от типовых отраслевых норм выдачи СИЗ и выдачи их только на те рабочие места, где обнаружены вредные и опасные факторы производственной среды. Это увеличит степень защищенности работников и снизит экономическую нагрузку на бизнес.)
  3. Исключение дублирования в НПА Минтруда, Ростехнадзора и Роспотребнадзора.
  4. Экспериментальный правовой режим для некоторых видов экономической деятельности с временным отказом от проверок территориальными органов Роструда.

Старая схема уходит, что же взамен? А взамен остается:

  • Конвенции Международной организации труда;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • НПА, предусмотренные ТК РФ;
  • Правила по охране труда.

Новое:

  1. Долгожданная замена постановления 1/29 (обучение по ОТ) планируется в 2021 году.
  2. Внедрение единых типовых норм выдачи СИЗ по принципу «где есть опасный или вредный производственный фактор, там должно быть СИЗ». Причем работодателю будет дано право самостоятельного выбора необходимых СИЗ на рабочих местах. Процесс перехода займет 3 — 5 лет.
  3. Правил по ОТ в 2021 г. планируется 48, причем те 30, что вышли после 2012 года остаются, остальные 18 добавятся.  Все правила по ОТ будут иметь юридическую силу, так как будут согласованы с Минюстом. И соответственно, привлечение к ответственности за нарушение будет возможно по 48 направлениям деятельности предприятий.
  4. Минтруд предложит единую структуру инструкций по охране труда с единым подходом и поможет работодателям в процессе их разработки.

Есть ли повод для беспокойства?

Вероятно повод есть для того, кто привык строго выполнять НПА, не думая о последствиях. Теперь придется обратить внимание на последствия самостоятельно. Государство лишило бизнес мелочной опеки и предоставило ему решать самому как предотвращать несчастный случай на производстве или техногенную катастрофу и как обеспечивать выполнение «обязательных требований»

В подтверждение этих слов приведем статью 1 п.3 закона ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

«К государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;»

Нужно ли сейчас в срочном порядке лицензироваться, проходить обучение, проверку знаний, аттестацию в РТН по старым НПА?

Возможно это разумно если принять во внимание следующие факты:

  1. Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения.
  2. Сейчас обучение работников на рабочих местах методам и приемам безопасной работы исходит из требований НПА с риск-ориентированным подходом по усмотрению работодателя. Допустимый риск определяет работодатель сам или с привлечением специализированной организации. Но с 1 ноября 2020 года поэтапно вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». И тогда риски будут определять «федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации» ( статья 2 п.6 «Полномочия по установлению обязательных требований, возложенные федеральными законами на федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, не могут осуществляться иными органами и организациями.»

В ключевом стандарте ГОСТ Р ИСО 31000-2019 по менеджменту риска — термин «риск» – это «следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей».

 «все риски – это неопределенность, но не все неопределенности — это риски».

Об этом в следующих выпусках. Подписывайтесь!

Рискуйте!

Руководитель учебного центра ООО «ГК «ЛПЭКС» В.Ткачев